"Воспитание великое дело - им решается участь человека"
Отделение социальной реабилитации
Работа по предупреждению детского травматизма
Большое внимание в ГБУСОН РО «СП Зимовниковского района» уделяется ознакомлению педагогов не только со статистикой травмирования детей, но и проводится тщательный анализ причин травм воспитанников характерных для всех сезонов года (при организации прогулок, труда в природе и т.д.)
Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в нашем учреждении предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:
1) направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;
2) устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.
В целях предупреждения детского травматизма в учреждении и вне его, предупреждения дорожно-транспортного травматизма, с использованием современных педагогических технологий в учреждении создана система профилактической работы по предупреждению травматизма с участием всех субъектов социально-реабилитационного процесса (педагоги, дети). Главная цель этой работы – создание условий для предупреждения детского травматизма.
В учреждении ведется работа с педагогическим составом, воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей.
Особая нагрузка при этом ложится на педагогов: ведь в любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях учреждения, но и во время прогулок и деятельности на территории и за пределами учреждения, должен разумно организовать деятельность детей в течение всего дня.
В работе по профилактике детского травматизма учреждение придерживается следующей системы:
Профилактические мероприятия в учреждении
1. В учреждении выполняются требования безопасности к оснащению территории: оборудование, расположенное на территории (малые формы, спортивное оборудование и др.) и в течении всего года в обязательном порядке осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатель и руководство учреждения ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования в помещениях и прогулочной площадки: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены.
2. Весной и осенью проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;
3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек всех построек, дорожек, детской площадки, входов и наружных лестниц от снега и льда.
4. Воспитателем в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, при проведении игровых занятий, проводится проверка выносного материала (лопаток и т.п.).
5. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей.
Мероприятия с работниками учреждения по профилактике детского травматизма:
1.Проводятся инструктажи по охране труда и пожарной безопасности;
2. Проводятся целевые инструктажи по труду во время проведения выездных мероприятий за пределами учреждения;
3. Проводятся мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
4. Составление плана работы учреждения по предупреждению детского травматизма.
5. Создан уголок безопасности в группе.
6. Проведение занятий с воспитанниками по вопросам безопасной жизнедеятельности
Профилактические мероприятия с воспитанниками учреждения
Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива учреждения является формирование навыков и умений поведения детей в быту через игровую деятельность.
Для реализации данной задачи в работе учреждения систематизирована работа по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь.
Работа с законными представителями воспитанников по профилактике травматизма
Работа с законными представителями воспитанников – одно из важнейших направлений социально-реабилитационного процесса в учреждении. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках учреждения. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.
Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
С целью формирования у детей знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в учреждении образования проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:
Ознакомление проводится через материал, представленный на стенде «Уголок безопасности»;
Через проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием детей в качестве пешеходов и пассажиров.
Программа по охране жизни и здоровья воспитанников «Здоровье»
- Пояснительная записка
Программа по охране жизни и здоровья воспитанников построена на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми, отражает возрастные и индивидуальные особенности детей в возрасте от 3до 18 лет.
В период реабилитации все свое время ребенок проводит в стенах учреждения. Это время, когда ребенок растет, развивается, поэтому забота о здоровье ребенка занимает в учреждении приоритетные позиции.
Ресурсное обеспечение учреждения включает следующие представленные компоненты, непосредственно затрагивающие вопросы здоровье сбережения детей:
- Нормативно-правовое обеспечение. Включает в себя внешние законодательные акты и внутренние документы, регламентирующие деятельность учреждения.
- Программно-методическое обеспечение. Заключается в том, что реабилитационный процесс осуществляется на основе разумного сочетания базисного и дополнительного компонентов образования при комплексном подходе к ребенку со стороны всех служб учреждения и участников педагогического процесса.
- Материально-техническое обеспечение. Для физического воспитания детей и развития двигательной активности в учреждении имеется отдельный физкультурный зал, оснащенный необходимым традиционным и нестандартным оборудованием. На участке приюта оборудована спортивная и игровые площадки, где дети имеют возможность развития двигательных навыков в любое время года.
- Кадровый ресурс – это ключевой фактор обеспечения успешной деятельности любой организации. Педагоги используют в работе элементы здоровье сберегающих технологий в организации реабилитационного процесса.
Цель программы: Создание благоприятных условий, способствующих становлению и формированию эмоционально-волевой сферы, познавательных интересов у воспитанников, их физическому, психическому и нравственному развитию как факторов, обеспечивающих социальную адаптацию детей.
Задачи программы
1. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
2. Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей.
3. Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
4. Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом
и психическом развитии детей.
- Взаимодействие с семьями детей, для обеспечения полноценного развития детей
- Оказание консультативной и методической помощи родителям
(законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
2. Организация режима дня.
Основные компоненты режима:
-дневной сон,
-бодрствование (игры, трудовая деятельность, занятия, совместная и самостоятельная деятельность),
-прием пищи,
-время прогулок.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, в питании).
2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон воспитанников прямо зависят от состояния их нервной системы.
Основные принципы построения режима дня:
-режим дня выполняется на протяжении всего периода нахождения воспитанников в учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.
- Соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям воспитанников. Поэтому в учреждении для каждой возрастной группы определен свой режим дня.
-Организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периода года.
- Оздоровительные, профилактические и закаливающие мероприятия
№п.п |
Наименование |
Дата проведения |
Ответственные за проведение |
|
1.Укрепление здоровья воспитанников |
||||
1 |
Игровое занятие «Где прячется здоровье» |
Январь |
Евко Е.Л. |
|
2 |
Познавательное занятие «Я здоровым быть хочу» |
Февраль |
Гузеватая И.В. |
|
3 |
Игра- путешествие «Путешествие в страну Здоровья» |
Март |
Кобышева |
|
4 |
Игра «Полезно-вредно» |
Апрель |
Сайханова Т.Д. |
|
5 |
Выпуск стенгазеты «Волшебная страна здоровья» |
Май |
Евко Е.Л. |
|
6 |
Беседа «Сон- залог здоровья» |
Июнь |
Гузеватая И.В. |
|
7 |
Беседа «Здоровое питание» |
Июль |
Кобышева |
|
8 |
Развлекательное занятие «Витаминный калейдоскоп». |
Август |
Сайханова Т.Д. |
|
9 |
Практическое занятие «Цветок Здоровья». |
Сентябрь |
Евко Е.Л. |
|
10 |
Спортивный час «Искусство быть здоровым!». |
Октябрь |
Гузеватая И.В. |
|
11 |
Деловая игра «Чудеса лимонада» |
Ноябрь |
Кобышева |
|
12 |
Экологическое занятие «Зелёная аптека может закрыться?» |
декабрь |
Сайханова Т.Д. |
|
|
||||
1 |
Беседа «Почему мы болеем» |
Январь |
Евко Е.Л. |
|
2 |
Инфоурок «Солнышко здоровья» (соблюдаем личную гигиену) |
Февраль |
Гузеватая И.В. |
|
3 |
Беседа с элементами игры «В царстве Трёхглазки». |
Март |
Кобышева |
|
4 |
Беседа на тему «Это очень плохо для ребячьей кожицы». |
Апрель |
Сайханова Т.Д. |
|
5 |
Беседы «Болезнь грязных рук» |
Май |
Евко Е.Л. |
|
6 |
Практическое занятие «Надо, надо умываться по утрам и вечерам». |
Июнь |
Гузеватая И.В. |
|
7 |
Упражнение «Здоровые зубы, здоровью любы». |
Июль |
Кобышева |
|
8 |
«Салон красоты» - практическое занятие «Уход за волосами». |
Август |
Сайханова Т.Д. |
|
9 |
Занятие – практикум «Да здравствует мыло душистое». |
Сентябрь |
Евко Е.Л. |
|
10 |
Игровое занятие «Доброе утро, расчёска». |
Октябрь |
Гузеватая И.В. |
|
11 |
Беседа на тему «Чистота – это красота». |
Октябрь |
Кобышева |
|
12 |
Занятие по ЗОЖ «Умный нос». |
Ноябрь |
Сайханова Т.Д. |
|
13 |
Занятие «Компьютер за и против». |
Ноябрь |
Евко Е.Л. |
|
14 |
Игровое упражнение «Правильно чисти ушки». |
декабрь |
Гузеватая И.В. |
|
3. Профилактика детского травматизма, обеспечение безопасности воспитанников на дорогах |
||||
1 |
Беседа «Осторожно- терроризм» |
Январь |
Евко Е.Л. |
|
2 |
Правила здоровья |
Февраль |
Гузеватая И.В. |
|
3 |
Обучающее занятие «Прогулка на природу» |
Март |
Кобышева |
|
4 |
Развлекательная программа «Я здоровье берегу- сам себе я помогу» |
Апрель |
Сайханова Т.Д. |
|
5 |
Занятие по ЗОЖ «Доктор Айболит предупреждает» |
Май |
Евко Е.Л. |
|
6 |
Спортивно-музыкальная программа «Малыши крепыши за здоровый образ жизни» |
Июнь |
Гузеватая И.В. |
|
7 |
Лекция «Наркомании-НЕТ» |
Июль |
Кобышева |
|
8 |
Занятие по ПДД «Светофорчик». |
Август |
Сайханова Т.Д. |
|
9 |
Турнир «Весёлый перекрёсток». |
Сентябрь |
Евко Е.Л. |
|
10 |
Занятие по ПДД «Маша в гостях у ребят». |
Октябрь |
Гузеватая И.В. |
|
11 |
Игра – путешествие «Дорожные знаки из прошлого в настоящее». |
Ноябрь |
Кобышева |
|
12 |
Беседа на тему «Опасные ситуации на улице». |
декабрь |
Сайханова Т.Д. |
|
4. Профилактика вредных привычек и избавления от них; формирование навыков здорового и безопасного образа жизни |
||||
1 |
Беседа «Простые правила здоровья» |
Январь |
Евко Е.Л. |
|
2 |
Заочное путешествие «Волшебная страна здоровья» |
Февраль |
Гузеватая И.В. |
|
3 |
Конкурс рисунков «Антиреклама наркотиков» |
Март |
Кобышева |
|
4 |
Спортивно-игровая программа «Сказочные эстафеты» |
Апрель |
Сайханова Т.Д. |
|
5 |
Беседа – размышление «Полезны ли полезные привычки». |
Май |
Евко Е.Л. |
|
6 |
Развлекательная программа «Я здоровье берегу-с сам себе я помогу» |
Июнь |
Гузеватая И.В. |
|
7 |
Познавательное занятие «Доктор Айболит предупреждает» |
Июль |
Кобышева |
|
8 |
Спортивно-развлекательная программа «Малыши- крепыши за здоровый образ жизни» |
Август |
Сайханова Т.Д. |
|
9 |
Тренинг «Губительная сигарета». |
Сентябрь |
Евко Е.Л. |
|
10 |
Лекция с решением ситуативных задач «Учимся говорить «НЕТ»!». |
Октябрь |
Гузеватая И.В. |
|
11 |
Тренинг «Курить или жить?!». |
Ноябрь |
Кобышева |
|
12 |
Игра «Здоровый образ жизни». |
декабрь |
Сайханова Т.Д. |
|
5.Обучение правилам пожарной безопасности и формирование навыков осторожного обращения с огнем |
||||
1 |
Беседа «Правила общения с огнем» |
Январь |
Евко Е.Л. |
|
2 |
Практическое занятие «Огонь-друг, огонь- враг» |
Февраль |
Гузеватая И.В. |
|
3 |
Занятие –опыт «Лаборатория Горелкина» |
Март |
Кобышева |
|
4 |
Игра- путешествие «С огнем шутить опасно» |
Апрель |
Сайханова Т.Д. |
|
5 |
Лекция на тему «Не шути с огнём». |
Май |
Евко Е.Л. |
|
6 |
Практическое занятие «Юный пожарный» |
Июнь |
Гузеватая И.В. |
|
7 |
Практическое занятие «Огонь и человек». |
Июль |
Кобышева |
|
8 |
Познавательное занятие «Спичка- невеличка» |
Август |
Сайханова Т.Д. |
|
9 |
Экспериментальное занятие «Знай и соблюдай» |
Сентябрь |
Евко Е.Л. |
|
10 |
Спектакль «Тушим кошкин дом» |
Октябрь |
Гузеватая И.В. |
|
11 |
Групповое занятие «Пожарная безопасность» |
Ноябрь |
Кобышева |
|
12 |
Заочное путешествие «Юные пожарные спешат на помощь». |
декабрь |
Сайханова Т.Д. |
|
6. План проведения медицинскими работниками лекций и занятий с воспитанниками |
||||
1 |
ОРЗ. Меры профилактики |
январь |
Литовченко н.Н. |
|
2 |
Ветряная оспа- детское инфекционное заболевание |
январь |
Фроленко Г.Н. |
|
3. |
В гостях о Мойдодыра |
январь |
Литовченко Н.Н. |
|
4 |
Гигиена и культура питания |
январь |
Фроленко Г.Н. |
|
5 |
Как правильно одеться в мороз Правило «капусты» |
январь |
Литовченко Н.Н. |
|
6 |
Вредные привычки и их влияние на детский организм |
февраль |
Фроленко Г.Н. |
|
7 |
Как правильно закапать нос, глаза, ухо. |
февраль |
Фроленко Г.Н. |
|
8 |
О роли лекарств и витаминов |
февраль |
Литовченко Н.Н. |
|
9 |
О роли лекарств и витаминов |
февраль |
Фроленко Г.Н. |
|
10 |
СПИД и наркомания |
март |
Литовченко Н.Н. |
|
11 |
Правильно чистим зубы |
март |
Фроленко Г.Н. |
|
12 |
Уход за кожей лица. Правила личной гигиены подростков. |
март |
Литовченко Н.Н. |
|
13 |
Алкоголизм. Влияние алкоголя на детский организм. |
март |
Фроленко Г.Н. |
|
14 |
Измеряем температуру тела |
апрель |
Литовченко Н.Н. |
|
15 |
Микробы, вызывающие разные болезни. Кожа человека и её здоровье |
апрель |
Фроленко Г.Н. |
|
16 |
Осторожно- клещ |
апрель |
Фроленко Г.Н. |
|
17 |
Алкоголь, наркотики, курение- остановись, пока не поздно. |
апрель |
Литовченко Н.Н. |
|
18 |
Укусы змей. Первая помощь. |
май |
Фроленко Г.Н. |
|
19 |
Первая помощь при носовом кровотечении. |
май |
Литовченко Н.Н. |
|
20 |
Моем руки перед едой. |
май |
Литовченко Н.Н. |
|
21 |
Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья. |
май |
Фроленко Г.Н. |
|
22 |
Изучаем свой организм |
май |
Литовченко Н.Н. |
|
23 |
Энтеровирусная инфекция |
июнь |
Фроленко Г.Н. |
|
24 |
Первая помощь при ожогах |
июнь |
Литовченко Н.Н. |
|
25 |
СПИД и наркомания. Клиника. Профилактика. |
июнь |
Фроленко Г.Н. |
|
26 |
Правильно чистим зубы |
июнь |
Литовченко Н.Н. |
|
27 |
Гигиена и культура питания |
июль |
Фроленко Г.Н. |
|
28 |
О роли лекарств и витаминов |
июль |
Литовченко Н.Н. |
|
29 |
О вреде самолечения |
июль |
Фроленко Г.Н. |
|
30 |
Первая помощь при тепловом ударе. |
август |
Литовченко Н.Н. |
|
31 |
Если ты заболел |
август |
Литовченко Н.Н. |
|
32 |
Табакокурение. Зависимость и вред курения. |
август |
Фроленко Г.Н. |
|
33 |
Профилактика заболеваний ЖКТ |
сентябрь |
Литовченко Н.Н. |
|
34 |
ЗОЖ- здоровье на долгие годы |
сентябрь |
Фроленко Г.Н. |
|
35 |
Правильно чистим зубы |
сентябрь |
Литовченко Н.Н. |
|
36 |
Первая помощь при обморожении |
октябрь |
Литовченко Н.Н. |
|
37 |
О роли лекарств и витаминов |
октябрь |
Фроленко Г.Н. |
|
38 |
Есть выбор- жизнь без наркотиков |
октябрь |
Литовченко Н.Н. |
|
39 |
Первая помощь при травмах |
ноябрь |
Фроленко Г.Н. |
|
40 |
Профилактика ОРВИ |
ноябрь |
Литовченко Н.Н. |
|
41 |
Чистая вода для хвори- беда |
ноябрь |
Литовченко Н.Н. |
|
42 |
Носовое кровотечение и первая помощь |
декабрь |
Фроленко Г.Н. |
|
43 |
Правильно чистим зубы |
декабрь |
Литовченко Н.Н. |
|
44 |
Я здоровье берегу, сам себе я помогу (о закаливании) |
декабрь |
Фроленко Г.Н. |
|
45 |
Личная гигиена девочек |
декабрь |
Литовченко Н.Н. |
|
Заместитель директора ГБУСОН РО
«СП Зимовниковского района» Ходыкина Е.С.